logo
+7(4112) 45-55-55

круглосуточно

Офисный переезд

Перевозка опасных грузов: основные правила, нюансы, документы

Перевозка опасных грузов: основные правила, нюансы, документы

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что относится к опасным грузам
  • Какие существуют правила перевозки опасных грузов
  • Как получить разрешение на перевозку опасных грузов
  • Какие требования предъявляются к авто при перевозке опасных грузов
  • Какие требования должен соблюдать водитель при перевозке опасных грузов
  • В чем преимущества обращения к специалистам для перевозки опасных грузов

Опасными грузами называются любые вещества, которые потенциально могут навредить людям и окружающей среде. Поэтому существует целый ряд документов, в которых закреплены правила того, как должна осуществляться перевозка опасных грузов. Подробнее об этом вы узнаете из нашей статьи.

Что относится к опасным грузам

Груз считается опасным, если при неправильном обращении с ним могут возникнуть такие последствия, как:

  1. взрыв;
  2. возгорание;
  3. разрушение автомобиля, который его перевозит;
  4. материальный ущерб;
  5. причинение вреда окружающей среде;
  6. получение людьми травм;
  7. смерть животных.

Однако транспортировка таких грузов – довольно распространенная услуга, поскольку часто предприятиям бывает необходимо перевезти вредные вещества из одного места в другое.

Согласно государственному стандарту, опасными грузами следует считать:

  • сжатые, сжиженные или растворенные газы;
  • едкие и коррозийные соединения;
  • элементы с высокой взрывоопасностью;
  • радиоактивные элементы;
  • жидкости, которые легко загораются;
  • вещества с ядовитыми или инфекционными свойствами;
  • соединения, способные к самовозгоранию;
  • пероксиды.

Для каждой описанной выше группы веществ существуют строгие правила, касающиеся их хранения и перемещения. Их можно найти в ГОСТ по перевозке опасных грузов, а также в международном соглашении по дорожным перевозкам ОГ. Соблюдение законодательно закрепленных стандартов не является обязательным только в двух случаях: если вещества перемещаются внутри завода, который их производит, согласно технологической схеме; и если перевозкой занимаются уполномоченные органы.

Правила перевозки опасных грузов

Водитель, находящийся за рулем автомобиля с опасным грузом, должен быть как можно более внимательным и осторожным. Требования, которых он обязан придерживаться во время езды, описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Таким образом, постановление о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом обязательно к исполнению как водителями, так и компаниями, которые организуют доставку вредных веществ.

Появление в России данного документа связано с тем, что наша страна является одним из участников международного соглашения ДОПОГ. Его соблюдение обязательно и при международных перевозках опасных грузов. Транспортное средство может пересечь границу Европейского союза только в том случае, если его технические характеристики соответствуют указанным в соглашении требованиям, а водитель прошел специальную подготовку и имеет подтверждающий это документ.

Что собой представляет разрешение на перевозку опасных грузов

Водитель, находящийся за рулем машины с опасным грузом, должен иметь при себе следующие документы:

  1. лицензию, которая подтверждает, что данный груз допущен к транспортировке;
  2. документ о прохождении ТО;
  3. маршрутный лист;
  4. справку о прохождении водителем соответствующей подготовки;
  5. в случае доставки грузов из категории особо опасных – разрешение от Министерства транспорта или ОВД.

Лицензию на перевозку ОГ выдает Управление государственного автодорожного надзора.

Для этого компания должна обратиться туда с заявлением, которое содержит все основные данные:
  • описание груза;
  • маршрут перемещения;
  • список сотрудников, отвечающих за перевозку.

Также вместе с заявлением перевозчик должен предоставить аварийную карточку, утвержденный руководством маршрутный лист и свидетельства, подтверждающие пригодность транспорта для транспортировки данного типа груза, и допуск водителя к работе с ним.

Требования к авто при перевозке опасных грузов

Чтобы обеспечить безопасность перевозки опасных грузов, были утверждены некоторые нормы, которым должны соответствовать используемые для этого транспортные средства. Только при наличии у автомобиля всех необходимых характеристик можно получить разрешение на его использование. Вот основные правила:

  1. Если ТС предполагается использовать для перевозки опасных веществ, его нужно правильно оборудовать. В ГОСТ закреплены требования к емкостям и самим автомобилям, причем для каждого вида груза они индивидуальны. Соответствие транспорта заявленным критериям должно быть подтверждено специальным документом.
  2. Автомобиль, который регулярно перевозит ОГ, придется также оборудовать выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Иногда это технически невозможно, тогда труба устанавливается с правой стороны, но вне зоны топливного соединения. Важно, чтобы емкость с грузом была так или иначе изолирована от источников тепла и электроэнергии.
  3. Автомобиль должен иметь особый внешний вид: его красят краской определенного цвета и маркировкой об опасности. Веществам, которые легко горят, соответствует оранжевый цвет; способным к самовозгоранию – красно-белый; газам и соединениям, которые переходят в газообразное состояние, контактируя с водой, – синий.
  4. Множество требований предъявляется к электросети транспортного средства:
  • Напряжение не должно превышать 24 Вт.
  • Провода должны иметь бесшовную оболочку, которая защищает их от воздействия внешних факторов.
  • Предохранители должны быть исправными.
  • Проводку необходимо прочно закрепить и обеспечить защиту от нагрева и механических повреждений.
  • Аккумулятор обязательно располагать в отсеке, где имеется вентиляция. Также электрическую цепь дополняют механическим или дистанционным выключателем, который располагают возле аккумулятора.
  • Лампы внутри кузова необходимо ограждать решеткой. Запрещается наличие наружных проводов, а также использование ламп, которые на цоколях имеют резьбу.
  • Автомобиль должен быть заземлен цепочкой, поглощающей статическое напряжение.
  • Если речь идет о фургоне, его корпус должен быть выполнен из прочного материала, полностью закрыт и обеспечен собственной вентиляцией. Для обивки не разрешается использовать материалы, которые легко загораются. Если опасный груз находится в открытом кузове, его укрывают огнеупорным брезентом.
  • Что касается цистерн, они должны быть закреплены достаточно хорошо на случай опрокидывания ТС. Для этого трубопроводы дополняют усилительными кольцами или колпаками.
  • В автомобиле, который перевозит опасные вещества, в обязательном порядке находится набор вспомогательных инструментов.
  • Машину оборудуют желтыми огнями с собственным источником электричества. По периметру ТС наносится информация о характере груза.
  • Каждый автомобиль может иметь только один прицеп.

Маркировка при перевозке опасных грузов

Автомобиль, который осуществляет перевозку опасного груза, должен иметь соответствующий цвет, а также необходимые знаки и надписи.

Для едких соединений используются цистерны желтого цвета. С обеих сторон они дополняются продольными черными полосами. На полосе пишется предупреждение: «Едкий материал». Особые условия касаются перевозки аммиака и метанола. Окрашивать кузов в данных случаях необязательно, но необходимо нанести на него надписать: «Огнеопасно. Аммиачная вода» или «Яд – метанол».

Знак, сообщающий о нахождении в кузове опасного груза, состоит из двух треугольников. В верхнем располагается символ, который говорит о принадлежности вещества к тому или иному классу. В нижний помещаются дополнительные сведения, такие как особенности совместимости или номер ОГ по международному стандарту.

Для надписей установлена минимальная высота шрифта, при которой сообщение легко разглядеть с любого расстояния и под любым углом, – 15 см. К надписи прилагаются знаки нового образца. Они имеют форму квадрата со стороной 10 см для транспортных пакетов и 25 см – для контейнеров. Если пространство не позволяет разместить знак соответствующего размера, можно уменьшить его до 5 см.

Существуют также стандарты, касающиеся изображений на автомобилях, используемых для перевозки опасных грузов:

  1. Если транспортируется взрывоопасное вещество, внутри знака должна быть нарисована темная бомба.
  2. Газу, который не является легковоспламеняющимся, соответствует белый или черный газовый баллон.
  3. Жидкие и газообразные вещества, которые легко загораются, обозначаются черным или белым пламенем.
  4. При перевозке ядовитых соединений используется изображение черепа и двух скрещенных костей.

Символ в виде пламени в черном круге свидетельствует о том, что автомобиль перевозит окислители или пероксиды. Три серпа – это обозначение веществ инфекционного типа. Схематический рисунок черного трилистника говорит о наличии в емкости радиоактивных элементов. Если машина перевозит коррозийные и едкие вещества, на ней изображают пробирку с вытекающими каплями. В зависимости от типа вещества капли на знаке могут попадать на руку или на металлический лист.

Все эти знаки наносятся на обе стороны автомобиля, а также сзади. Цистерна маркируется на торцах, а при наличии нескольких отсеков знак должен быть на каждом из них.

Требования к таре опасного груза

Требования безопасности при перевозке опасных грузов меняются в зависимости от типа вещества. Например, если перевозятся химические вещества, необходимо поместить их в тару, с материалом которой они не будут вступать в реакцию и не разрушат его. Это может быть стекло, пластик, металл или картон.

Можно выделить несколько требований к упаковке, которые актуальны вне зависимости от типа груза:

  • соответствие государственному стандарту;
  • герметичность;
  • устойчивость к влаге и механическим воздействиям;
  • непроницаемость;
  • надежное крепление;
  • маркировка по правилам ГОСТ и ДОПОГ.

Требования к водителю при перевозке опасных грузов

Обычно разрешение на перевозку опасного груза получает человек, который в организации отвечает за безопасность. Крайне редко водитель работает один: обычно у него есть сопровождающий, а иногда машины движутся колонной.

В обязанности сопровождающего входит:

  1. проинструктировать водителей перед поездкой;
  2. проконтролировать и зафиксировать в документах прием и выдачу груза;
  3. проследить за соблюдением всех норм безопасности.

По закону доставка опасных веществ может осуществляться только теми ТС, которые имеют паспорт безопасности. Документ оформляется с учетом того, какой груз необходимо перевезти, и несколько раз копируется.

Еще одно условие состоит в том, что водитель должен пройти специальный обучающий курс. Там сотрудникам подробно рассказывают обо всех правилах транспортировки опасных грузов. Водители изучают:

  • общее описание опасных веществ;
  • то, как маркируется тара и транспорт в зависимости от категории груза;
  • принципы оказания первой помощи в случае ДТП и утечки вещества;
  • ключевые правила обращения с ОГ в экстренных условиях;
  • правила заполнения различных документов.

На обучение по стандартам ДОПОГ принимают только водителей, которые уже имеют как минимум трехлетний стаж работы. Получив документ об окончании курсов, работник может заниматься перевозкой опасных грузов, как по России, так и в другие европейские страны. Содержание курсов варьируется в зависимости от того, с какими веществами водитель будет работать.

В транспорте, который перевозит ОГ, не должны присутствовать посторонние люди. Также нельзя дополнительно перевозить какие-либо товары, которые не указаны в накладной. Если случаются какие-то неполадки, водитель обязан остановиться и сообщить о случившемся в компанию, а также в ГИБДД. На место остановки немедленно выезжает специальный транспорт, способный обеспечить безопасность. Водитель в это время должен выделить место своей остановки красными огнями или знаками аварийной стоянки.

Если автомобиль перевозит опасный груз, водителю запрещается:

  1. обгонять другие автомобили, если они едут быстрее 30 км/ч;
  2. заправляться на обычных заправках;
  3. резко начинать движение, поскольку это может повредить груз;
  4. курить в самом автомобиле и рядом с ним;
  5. оставлять ТС без присмотра;
  6. выключать двигатель и сцепление при движении с горы.

В случае аварии водитель отвечает за то, чтобы как можно быстрее вызвать пострадавшим скорую помощь и оперативно ликвидировать последствия ДТП.

Подробнее про ДОПОГ и нововведения

Основным документом, который регулирует транспортировку опасных грузов с помощью автомобилей, является Постановление Правительства № 272 от 14.04.2011, в котором учтены все нормы, обозначенные в Международном соглашении о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Впервые это соглашение было опубликовано еще в 1968 году, но существенно изменялось несколько раз. На данный момент действует версия ДОПОГ, датированная 2017 годом.

Ключевые правила, касающиеся перевозки опасных грузов автотранспортом, совпадают с правилами, касающимися их доставки по железной дороге. Речь идет об аварийных карточках, маркировках, информационных табличках и картах. В оснащение специального транспорта входят:

  • хотя бы один противооткатный упор;
  • два отдельных предупреждающих символа с подсветкой;
  • особая форма для членов экипажа.
  1. В машине обязательно должна быть износостойкая система торможения с аналогом на случай ДТП.
  2. Для автомобилей, которые весят больше 16 тонн, обязательным требованием является также наличие антиблокировочной тормозной системы.
  3. Необходимо также наладить систему ограничителей электроцепей, в том числе и для того, чтобы водитель мог прямо из своей кабины отключить аккумулятор.
  4. Каждая машина может иметь лишь один прицеп, причем нужно использовать специальный бампер с расстоянием от его крепления до цистерны в 1 дециметр.

В 2017 году были существенно пересмотрены Приложения к ДОПОГ. В них были зафиксированы следующие изменения:

  • Договор подписали еще несколько государств.
  • Более четко описаны условия перевозки горючих веществ в бензобаках, баллонах и контейнерах. Конкретно обозначены нормативы вместительности.
  • Список терминов, обозначающих опасные грузы, увеличился до 3534 пунктов.
  • С рядом оговорок разрешено использование контейнеров из мягких материалов.
  • Изменился формат документов, которые необходимы для законной перевозки опасных грузов. Так, с 01.07.2017 запрещено использование директив ДОПОГ 2013 и 2015 годов.
  • Для тар с литиевыми элементами питания теперь необходимо использовать новые символы опасности.
  • Транспорту, перевозящему ОГ, разрешили передвигаться через любые тоннели.
  • Внесен ряд поправок в процесс проведения водительских экзаменов.
  • Цистерны для пероксида водорода и его растворов запрещены к использованию.
  • Полностью изменена глава IX, ч. 2.
  • Были исправлены требования к перевозке батарей из лития.
  • Многие нововведения коснулись правил использования для транспортировки ОГ автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и техники на литиевых батареях.

Маршрут перевозки опасных грузов

Для начала компания должна получить разрешение на перевозку вредных веществ, а затем согласовать маршрут, по которому будет двигаться машина. Обычно такие перевозки необходимо согласовывать с ГИБДД.

Разрешение необходимо получить в следующих случаях:

  • если три и более автомобиля движутся колонной;
  • если груз относится к категории особо опасных;
  • если маршрут проходит по сложным участкам дороги или при плохой погоде;

Представители ГИБДД стараются свести к минимуму передвижение транспорта с ОГ по городу. Лучше как можно чаще задействовать объездные дороги или, по крайней мере, избегать очень людных мест.

Чтобы организации выдали разрешение на перевозку опасных грузов, необходимо передать в ГИБДД следующие документы:

  1. Свидетельство о соответствии ТС необходимым требованиям.
  2. Маршрут передвижения автомобиля, который сотрудники инспекции могут скорректировать.
  3. Дополнительное разрешение на перемещение особо опасных веществ.

Планировать маршрут обязательно при перевозке всех категорий ОГ, но не в каждом случае нужно передавать его в ГИБДД.

Основные правила построения маршрута таковы:

  • Автомобиль не должен проезжать через места отдыха горожан и природные заказники, двигаться вблизи объектов культурного наследия.
  • Запрещается также прокладывать маршрут вблизи крупных заводов и фабрик, особенно производящих опасные вещества.
  • В маршруте должна быть информация обо всех остановках, в том числе на дозаправку.

Одна копия маршрута отдается водителю или сопровождающему, еще одна остается в компании. Также копию необходимо передать сотрудникам ГИБДД. Если какие-то обстоятельства повлекли за собой изменение маршрута, новые данные необходимо занести во всех документы.

О наказании за перевозку опасного груза без разрешения

Водители, которые перевозят опасные грузы с нарушением установленных правил, могут быть наказаны:

  1. наложением штрафа;
  2. конфискацией имущества, в том числе самого автомобиля;
  3. лишением водительских прав;
  4. изъятием лицензии и допуска к управлению ТС.

Неправильная транспортировка ОГ влечет в основном административные наказания. Уголовное дело может быть заведено в случае, если вещества перевозятся нелегально или водитель сел за руль пьяным.

Не менее важно, что за несоблюдение норм перевозки опасных грузов наказывают в равной степени как водителя, так и компанию, на которую он работает, в частности, человека, ответственного за данный груз.

За доставку веществ, считающихся опасными, без соответствующего разрешения налагаются штрафы:
  • водитель транспорта заплатит от 2 до 2,5 тысячи рублей;
  • компания-перевозчик – от 400 до 500 тысяч рублей;
  • сотрудник, ответственный за отправку груза, – от 15 до 20 тысяч рублей.

И компании, и сами водители должны серьезно относиться к планированию и осуществлению транспортировки опасных грузов. На них лежит ответственность не только за то, чтобы в целости доставить товар, но и за то, чтобы от перевозимых вредных веществ никто не пострадал. Первое, о чем необходимо побеспокоиться, – о безопасности людей, которые оказываются рядом с автомобилем. А чтобы эту обеспечить отсутствие опасности, необходимо в точности соблюдать порядок перевозки опасных грузов, утвержденный на законодательном уровне.

Меры предосторожности при перевозке опасных грузов

Особую осторожность должны соблюдать водители, которые двигаются в колонне. Правила в данном случае такие:

  1. Каждый автомобиль должен ехать на расстоянии не менее 50 метров от предыдущего.
  2. Сопровождающий должен внимательно контролировать движение по сложным участкам дороги, например, в горной местности. При плохой проходимости минимальное расстояние между ТС увеличивается до 300 метров.
  3. Если видимость ограничена настолько, что обзор составляет менее 300 метров, колонна может остановиться. Решение принимается в зависимости от типа груза (подробная инструкция на этот случай должна быть в сопроводительных документах).
  4. В кабине автомобиля должен находиться экспедитор.
  5. Среди водителей выбирается ответственный, который следит за соблюдением правил перевозки.
  6. Автомобили с особо опасным грузом не могут совершать остановки в черте города.
  7. Перед тем как колонна начнет движение, необходимо убедиться, что каждая машина заправлена достаточно, чтобы проехать как минимум 500 километров.
  8. В некоторых случаях колонну должна возглавлять машина ГИБДД с включенными проблесковыми маячками.

Плюсы обращения к специалистам для перевозки опасных грузов

В наше время сфера услуг настолько развита, что с любой проблемой человек может обратиться к специалистам, которые исправят ее быстро и качественно. Каждый сам решает, что пытаться делать самому, а что доверить профессионалам. Но есть ряд ситуаций, в которых без посторонней помощи не обойтись, и одна из них – необходимость перевозки опасного груза.

Если организации нужно доставить из одного места в другое вещества, которые требуют особых условий транспортировки, самое логичное решение – обратиться в компанию, которая не первый год занимается подобной деятельностью и знает все ее особенности. Профессиональные перевозчики не только обеспечивают сохранность и безопасность специфических грузов, но и гарантируют соблюдение оговоренных сроков доставки.

Для целого ряда отечественных фирм перевозка опасных грузов автомобильным транспортом является основным видом деятельности. У каждой из них есть определенная география доставки, то есть перечень регионов, в которых она работает. Также каждая компания предлагает свой перечень веществ, для перемещения которых она может создать необходимые условия.

Крупные организации, работающие в этом направлении, имеют целый парк автомобилей, способных перевозить разные виды и объемы грузов. Поэтому они могут в течение короткого времени предоставить подходящее транспортное средство в том регионе, где находится заказчик.

Сотрудниками таких компаний являются профессиональные водители, которые прошли курсы по перевозке опасных грузов и получили соответствующее разрешение. Только таким специалистам можно доверить доставку опасных веществ и быть уверенным, что товар останется в целости и сохранности и никто не пострадает. Помимо этого, каждый автомобиль имеет систему спутниковой навигации, оформлен в соответствии с требованиями к обозначению ТС с опасным грузом и оснащен всеми средствами, которые обеспечивают безопасность таких перевозок.

В связи с вышесказанным можно выделить целый ряд причин, почему транспортировку опасного груза стоит доверить компании-перевозчику:

  • опыт работы в данном направлении;
  • точность соблюдения срока подачи автомобиля и доставки товара в конечную точку;
  • экологическая и коммерческая безопасность перевозок;
  • компетентные сотрудники;
  • надежность самой организации;
  • предоставление гарантий.

Менеджер фирмы, которая перевозит по России вредные вещества, как никто другой знает, что такое опасные перевозки. Сотрудники отвечают за сохранность товара, полученного от заказчика, и за то, чтобы его транспортировка не привела к негативным последствиям для природы и человека. Чтобы гарантировать безопасность оказываемых услуг, менеджеры контролируют целый ряд важных вещей:

  1. в каком состоянии находятся транспортные средства, используемые для перевозок;
  2. правильно ли оснащены автомобили;
  3. имеется ли у каждого водителя информационная карта, где описаны все меры, которые ему необходимо будет предпринять для ликвидации последствий аварии;
  4. верно ли заполнена накладная на груз, в том числе номер и название перевозимого вещества, особенности упаковки, отправитель и получатель;
  5. промаркирована ли тара и сам транспорт в соответствии с государственными стандартами;
  6. достаточно ли подготовлены водители, имеют ли они действующие свидетельства ДОПОГ.